Архитектура

Занимаемый обителью мыс вытянут с северо-запада на юго-восток; на северо-западе он соединен с господствующим над рекой плато, на середине своей длины имеет сужение. Это сужение условно делит обитель на 2 половины: основную – юго-восточную, и придаточную – северо-западную. Юго-восточная часть представляет собой вытянутый по оси мыса двор, в плане – овал со срезанными концами. В центре двора стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. К северо-западу от него, на боковых сторонах и торце того же двора, расставлены полукольцом остальные сооружения, создающие, вместе с храмом, ядро архитектурного ансамбля. Придаточная часть обители представляет собой еще один двор, с хозяйственными и жилыми постройками.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Храм необычен в планировке и внешнем оформлении, в котором ярко выражены и гармонично сплетены черты российского зодчества XVI-XVII вв. и украинского барокко XVII-XVIII вв. Здание состоит из 3-х башен, поставленных буквой «Г». Каждая башня разделена на квадратную в сечении нижнюю часть и 8-гранную верхнюю, увенчана барочным куполом с маковкой. К главной башне 2 другие примыкают с востока и севера. Квадратная часть северной башни имеет с восточной стороны равный по ширине и вдвое меньший по длине прямоугольный выступ. Размеры башен уменьшаются в последовательности: главная, восточная, северная. К собору примыкает Г-образная в плане галерея в виде 1-ярусной аркады, по верху которой проходит открытая площадка. Одно звено галереи примыкает к западному фасаду главной и северной башен, другое – к южному фасаду главной башни. Против середины западного фасада главной башни, перпендикулярно ему, на площадку поднимается лестница, опирающаяся на систему арок. На уровне площадки квадратная часть башен разделена на 2 этажа. На площадке устроены входы во 2-й этаж главной и северной башен – соответственно центральную часть храма Рождества Пресвятой Богородицы и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. 2-й этаж восточной башни служит алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.

П. Преображенский полагал, что башни появились в разное время: в XVI в. возвели восточную, поначалу крепостную, в 1630-1636 гг. превратили ее в алтарь и пристроили главную в качестве основной части храма, а позже соорудили северную как придел. На основе исследований 2-й пол. ХХ в. ученые сделали вывод, что башни построены одновременно на стыке XVI-XVII вв.: их необычная расстановка вызвана экономией площади в крепости, которая тогда не полностью принадлежала обители. В 1630-1636 гг. храм был отремонтирован; в кон. XVII в. северную и главную башни надстроили 8-гранниками, а на восточной лишь нарастили в 2 раза уже имеющийся 8-гранник, при этом все 3 надстройки увенчали барочным верхом.

8-гранник восточной башни представляет собой отдельный 3-й этаж, где, по преданию, укрывался Лжедмитрий. До революции в монастыре показывали 3 реликвии, считая их привезенными Лжедмитрием: деревянное кресло, в котором он восседал; деревянную скульптуру Христа, на которую молился; список Жировицкой иконы Божией Матери на холсте, данный мнимому царевичу названным тестем Мнишеком перед походом в Россию. Скульптура и кресло долго хранились на 3-м этаже восточной башни. Ныне они – в Краеведческом музее Путивля. По мнению искусствоведов, скульптура выполнена в традициях Западной Украины, бывшей во времена Лжедмитрия в частью Польши. На списке Жировицкой иконы, послереволюционная судьба которого неведома, читалось по-польски: «Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшая» и «Чудотворный образ Божией Матери в Жировицах в области Литовской».

Старые интерьеры собора не сохранились, храм Рождества Пресвятой Богородицы имеет новый иконостас. В 1-м этаже собора находится нижний придел, освященный в нач. 1990-х гг. в честь Смоленской иконы Божией Матери. До революции он был посвящен празднику Собора Пресвятой Богородицы. Нынешнее название дано приделу в память об иконе Божией Матери, явленной в 1635 г. на Передних Никольских воротах Путивля: она была подобна образу Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), известному также под именем Смоленского; с места явления в Путивле икона была принесена в монастырь, но после революции утрачена.

Колокольня

На одной оси с собором, на середине северо-западной грани основного двора обители, стоит колокольня. Ее нижний ярус – квадратный в плане, с нацеленным на собор сквозным арочным проездом, а верхний – 8-гранный, с арочным проемом в каждой грани. Колокольню венчают кровля-шатер и маковка с «фонариком». Исследования 2-й пол. ХХ в. показали, что нижний ярус построен в кон. XVI в. как воротная башня каменного кремля. Скромный декор делит стены этого яруса на 2 уровня, и проезд расположен в 1-м из них. Верхний ярус, для колоколов, надстроен в 1700 г.

Трапезный корпус

Близ колокольни, на северном углу основного двора, расположен трапезный корпус. 1-этажный, с цокольным этажом, прямоугольный в плане, он вытянут вдоль двора. Из северного угла здания выступает башня. До уровня карниза корпуса она круглая в сечении, а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. На высоту цоколя северо-восточную грань корпуса образует сохранившийся участок крепостной стены с 2-мя рядами бойниц. Крепостная стена и круглая часть башни относятся к рубежу XVI-XVII вв.; корпус пристроен в XVIII-XIX вв.; надстройка башни осуществлена во 2-й пол. XIX в.

Бывший теплый храм и дом настоятеля

Восточнее трапезной, на одной с ней линии, и севернее собора стоит бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи. Храм возвели в 1866-1869 гг. в стиле подражания зодчеству древней Византии. В 1940-х гг. шлемовидный купол снесли, верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины, чтобы использовать корпус для нужд ремесленного училища. Юго-восточнее колокольни и западнее собора стоит вытянутый по юго-западной грани двора 2-этажный настоятельский дом нач. XVIII в.

Подземелья

П. Преображенский писал: «Под монастырем были подземные ходы, в виде пещер, обложенные кирпичом. Эти ходы имели направление к реке Сейму. Теперь они частию засыпаны, частию закрыты». В путеводителе «Путивль» (1992) В. Вечерский, И. Гильбо и А. Луговской сообщают: «Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, из которых некоторые прорыты одновременно с постройкой Кремля (в XIX веке в этих ходах находили польские монеты времен Лжедмитрия I). Часть ходов обложена кирпичом». В поисках объяснения, почему обитель слывет Молченской Печерской, П. Преображенский предположил, что имя Печерской заимствовано у Молченской пустыни (где есть настоящие древние иноческие пещеры), или связано с подземельями самого Путивльского монастыря. Подземелья эти еще не исследованы, и господствующей остается 1-я версия.